Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Нормативные документы

Федеральный уровень:

Региональный уровень:

Школьный уровень:

Положение о Совете профилактики правонарушений
Положение о постановке обучающихся и семей на внутришкольный учет
Алгоритм действий субъектов образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КОГОБУ СШ пгт Опарино
Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики 
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений не совершеннолетних
Положение о профилактике и контроле пропусков уроков занятий обучающимися

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -защита жизни и здоровья детей;
  • -профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • -пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • -пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • -оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • -организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • -повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • -сотрудничество с организациями и службами Опаринского  района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • -осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности;
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

  • Устав школы.
  • Локальный акт: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»,

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработан план мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних на 2021-2022 учебный год 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

Организационные мероприятия:

  • предупреждение правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • обеспечение принципов толерантности – гармонии между различными конфессиями, политическими группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов.

Основные организационные мероприятия школы

  1. Оказание социально-психологической и педагогической поддержки несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получении ими основного общего образования.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Организация в школе общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  5. Реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
  6. Организация конструктивного взаимодействия социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры. Формирование установок толерантного сознания и поведения, навыков межкультурного взаимодействия.


Всемирной Паутиной интернет называют совсем не зря.. В его сетях запутаться так же легко, как насекомому попасть в ловушку паука, не заметив, как липкие нити уже прочно тебя опутали. И чаще всего в эту небезопасную паутину попадают дети, особенно, если их родители, радуясь, что ребенок «занят» и не рвется на улицу, не дают себе труда проверить, с кем именно он общается в интернете, в каких социальных сетях проводит время…Совсем недавно у несовершеннолетних появилось новое опасное увлечение: шоп-лифтинг – название происходит от английского слова shoplifting, а «родина» самого явления – США. О том, что это такое и какими печальными могут быть последствия этой деятельности для детей и подростков, а также их родителей, рассказала полковник полиции, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ОДПДН) Управления организации общественного порядка Управления на транспорте МВД России по ЦФО Елена Викторовна Коренкова. Это явление – действительно недавнее и, несмотря на свое красивое англоязычное название — shoplifting, означает всего лишь банальную магазинную кражу. Сегодня это — новая мода андеграунда, стремительно растущий тренд. И касается он не только транспортной полиции. Вероятно, в детстве почти каждый из нас пытался случайно что-то украсть: взять из детского садика домой понравившуюся игрушку или, допустим, конфетку из сумочки другого ребенка. При этом сказав родителям, что машинку принести, чтобы поиграть дома, разрешила воспитательница, а конфеткой угостили. Но если родители все-таки насторожились и отнеслись к этому внимательно, выяснили правду – ими был осуществлен положительный воспитательный момент. А если – нет?.. Такое отношение приводит к безнаказанности, а подобные ситуации могут войти у ребенка в привычку. И вот, появляется новое движение – шоп-лифтинг. Раньше ситуация для магазинных воришек была более сложной – товары находились на витринах и за прилавком. Сейчас для них образовался большой диапазон деятельности: огромная сеть супермаркетов, магазины самообслуживания: возможность для покупателя выбрать товар самому. Вот и появился этот новый тренд и, соответственно, группы в социальных сетях. Его отличие заключается в том, что молодежь в возрасте примерно от 15 до 25 лет собирается в группы, целенаправленно занимающиеся мелкими магазинными кражами. А затем, в соцсетях демонстрирует свои «достижения», показывая, как это можно совершить: якобы незначительную, кражу. Чем наталкивают на такие же мысли подростков, читающих их страницы. Подстрекательство – это видно не вооруженным взглядом. Соответственно, пишут о том, что магазин от кражи пачки жвачки или авторучки финансово не потеряет, и, хвастаясь своими трофеями, ставят друг другу «лайки»… Главная особенность шоп-лифтинга, по сравнению со старым воровством, это как раз группы — коммьюнити. Если раньше мелкий магазинный вор мог рассчитывать только на себя, то теперь опытные шоп-лифтеры бесплатно обучают новичков в интернете — на специальных форумах и сообществах в социальных сетях. Вот, что именно там обсуждается: как найти слепую зону в супермаркете; какие товары легче украсть; сколько брать, чтобы не попасть под действие Уголовного Кодекса; как вести себя, если тебя поймали; как создать «бронник» из фольги для шоп-лифтинга, который блокирует магнитные сканер в магазине… Участники бравируют своими «подвигами», спорят, кто больше вынес, и активно вовлекают новичков. Если вы, обнаружив такую группу, попытаетесь обсудить этическую сторону процесса, на вас посыплются оскорбления… Сейчас таких групп в интернете несколько, одна из них, в частности, свободно действует ВКонтакте, причем группа – всероссийская.Главный аргумент шоп-лифтера: магазин богатый, а я бедный, ничего с ними не случится. Постепенно дети входят в контакт с этими малолетними преступниками, и в итоге начинают действовать по подсказке уже на грани криминала. И если родители не следят за тем, чем именно занимается ребенок в интернете, с кем именно общается, в какие группы заходит, не чувствуют свою ответственность за него и в этом поле, то подросток может очень легко попасть в паутину шоп-лифтинга. И именно через социальные сети. Для нас очень важно показать детям, что любая кража, даже мелкая, карается законом, в Административном и Уголовном Кодексах РФ есть конкретные статьи. Одна из них непосредственно касается мелких краж — статья 7.27 КоАП РФ(мелкое хищение). Вот ее содержание: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей…» Статья Уголовно Кодекса, предусматривающая наказание за мелкие кражи, особенно, если это действие групповое, это Статья 158 УК РФ (Кража): «…Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного… Кража, совершенная… группой лиц по предварительному сговору… наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного…» Наказание за любую, даже самую мелкую кражу, действительно предусмотрено нашим законодательством и безнаказанным не остается. Родители должны понимать, что социальные сети – это очень большой информационный блок – своеобразный, интересный и в то же время содержащий опасные ловушки для наших детей. Именно поэтому мы отслеживаем темы и признаки, по которым дети группируются в сети, направляя информацию в МВД. Но, чтобы ребенок не попал в такую ловушку, как шоп-лифтинг, отвечают, прежде всего, родители.Чтобы в семье не возникла ситуация, выход из которой несет за собой много неприятностей для будущей жизни ребенка, о которой он пока не задумывается, необходимо внимательно отслеживать, наблюдать за контактами ваших детей в сети Интернет, следить за их образом жизни. И если у него вдруг появилась жвачка, авторучка, напитки и другие мелочи, денег на которые вы не давали и не предусматривали, необходимо выяснить, откуда они взялись. И все-таки поставить на родительский контроль данную ситуацию. Задайтесь для начала вопросом: знаете ли вы круг общения своего ребенка в ВКонтакте, Facebook, Одноклассниках, mail, Twitter и т.д.?.. Общайтесь, как можно больше, со своими детьми, знакомьтесь с их внутренним миром и, главное, помните о том, что вы можете опоздать… Выводы: Главное отличие шоп-лифтинга от старого воровства — это как раз группы — коммьюнити Если раньше мелкий магазинный вор мог рассчитывать только на себя, то теперь опытные шоп-лифтеры бесплатно обучают новичков в интернете — на форумах и сообществах в социальных сетях …И если родители не следят за тем, чем именно занимается их ребенок в интернете…, не чувствуют в этом отношении свою ответственность за него, ребенок очень легко может попасть в паутину шоп-лифтинга… Хочу такой сайт

Профилактика зависимостей

 Аддиктивное (зависимое) поведение. Памятка для родителей

ПАМЯТКА «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ»

На территории Российской Федерации свободный оборот наркотических средств запрещен!

Списки психотропных веществ и наркотических средств утверждаются Постановлением Правительства РФ. Эти списки постоянно обновляются в связи с появлением новых химических соединений, использующихся в качестве наркотиков. Зачастую наркозависимые лица не имеют постоянного места работы, страдают такими хроническими заболеваниями, как гепатит, ВИЧ-инфекция. Состояние крайне тяжелого отравления организма вызывает потребление курительных смесей и других синтетических наркотиков. Это приводит к язве желудка, кишечным инфекциям и паразитарным заболеваниям. Даже после первой пробы наркотики вызывают сильнейшее поражение центральной нервной системы, психозы, тяжелые депрессии, слуховые и зрительные галлюцинации, которые могут привести к самоубийству или убийству.

Наркозависимые лица нередко совершают кражи, грабежи и иные преступления, с целью получения средств для приобретения наркотиков.

Под незаконным оборотом наркотических средств понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ в нарушение законодательства РФ, то есть без специального разрешения уполномоченных государственных органов.

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств предусмотрена как Уголовным кодексом РФ, так и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Привлечению к уголовной либо административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления либо административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Уголовная ответственность за хищение и вымогательство наркотиков наступает с 14 лет.

Административная ответственность установлена за:

— хранение наркотических средств (ст.6.8 КоАП РФ). Добровольная сдача приобретенного без цели сбыта наркотического средства, психотропного вещества, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, освобождает лицо от административной ответственности за данное правонарушение.

— незаконное потребление наркотических средств, в том числе в общественных местах (ст. 6.9, ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ). Если человек, зная свою проблему, добровольно обратится в лечебно-профилактическое6 учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, то он освобождается от административной ответственности за их потребление. Однако если лицо уклоняется от получения медицинской помощи, оно может быть привлечено к ответственности с назначением наказания вплоть до административного ареста на срок до тридцати суток (ст.6.9.1 КоАП РФ).

— пропаганду наркотических средств (ст.6.13 КоАП РФ);

— управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);

— нахождение в состоянии наркотического опьянения несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет (ст. 20.22 КоАП РФ). В этом случае административную ответственность понесут родители или иные законные представители несовершеннолетних.

За совершение указанных выше административных правонарушений предусмотрены различные виды наказания вплоть до административного ареста на 15 суток.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в том числе за их:

— хранение, приобретение, перевозку, пересылку, изготовление, переработку (ст. 228 УК РФ);

— сбыт любого количества (ст. 228-1 УК РФ);

— хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);

— контрабанду (ст. 229-1 УК РФ);

— склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ);

— культивирование растений, содержащих наркотические средства (ст. 231 УК РФ);

— организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотиков (ст. 232 УК РФ).

За совершение любого из указанных преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Возможность назначения пожизненного лишения свободы предусмотрена за сбыт наркотических средств в особо крупном размере.

Последствия, которые влечет за собой участие в незаконном обороте наркотических средств, не исчерпываются только мерами уголовного и административного воздействия. Лица, привлеченные к ответственности, могут быть лишены водительских прав, ограничены в получении специальных разрешений, им может быть закрыт доступ на военную и государственную службу.

Законом установлено, что наркологическая помощь может быть оказана только государственными и муниципальными учреждениями. При необходимости за помощью следует обращаться в наркологический диспансер по месту жительства.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция)

 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция)

 

Санкционированный митинги или другое публичное мероприятие имеет строгий порядок проведения, установленный ФЗN54«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

  

Митинг — массовое нахождение (скопление) людей в каком- либо месте с целью публично выразить мнение (личное или коллективное).

 

Санкционированный митинг или другое публичное мероприятие имеет строгий порядок проведения, установленный ФЗ N 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Условия санкционированного публичного мероприятия: • Подача заявки (организаторами) на проведение митинга в орган исполнительной власти • Согласование места и времени проведения мероприятия • Соблюдение общественного порядка и регламента мероприятия • Приостановление/прекращение мероприятия, в случае совершения его участниками противоправных действий

 

Участники публичного мероприятия не вправе:

  • Скрывать лицо маской или другим средством маскировки
  • Иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.
  • Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения
  • Проявлять противоправное поведение

   

В сети Интернет, через блоги, социальные сети, активно распространяются сообщения, призывающие граждан, в том числе и несовершеннолетних, к участию в несанкционированных публичных мероприятиях.

 

Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти.

Такие мероприятия редко проходят мирно и интеллигентно.

Чаще всего участники акции, митинга мотивированные речами, иногда алкогольными напитками, отправлялись крушить окрестности.

 

Причины, почему подростки участвуют в митингах

1.Желание приобщиться к крупному движению

 2.Они не осознают последствий своих действий

3.Берут пример со значимых старших, оказавшихся рядом (не имеют других старших/лидеров)

4.Много свободного времени Доказать, что они взрослые 6.Не сформированы ценностные ориентации 7.Низкий уровень самоконтроля (форма выражения агрессии) 8.Любопытство 9.Высокий уровень внушаемости

Признаки вовлечённости подростка в митинги:

 

  1. Резкая смена круга общения
  2. Несвойственная ранее политическая заинтересованность и активность
  3. Резкая реакция на официальные новости

 

Важно, чтобы школа и родители объясняли детям последствия участия в митингах!

 

 Профилактическая деятельность педагогов:

Очень важно при проведении профилактических мероприятий с детьми избегать насаждения ценностей, прямого запрета, нравоучений бюрократического характера, которые скорее всего будут иметь обратный эффект – желание пойти на митинг из чувства протеста.

Ваша задача объяснить детям, что вы не лишаете их права на выбор и уважаете их позицию, но обязаны объяснить правовые последствия их возможных действий, чтобы они не совершали необдуманных поступков.

Важно, чтобы обучающиеся доверяли вам, не воспринимали школу как источник ограничений, а источник норм и правил, тогда они к вам прислушаются.

 

Это дает молодёжи возможность:

  1. Почувствовать свою сопричастность к серьёзной организации.
  2. Снабжает необходимыми знаниями в области политики, государства и права.
  3. Работа в условиях политической конкуренции мотивирует юношей и девушек повышать уровень самообразования, знакомиться с законодательством, читать юридическую литературу.
  4. Развивать критическое мышление.
  5. Вырабатывать активную гражданскую позицию.

Проводить тематические встречи с объяснением причин, признаков и последствий участия подростков в несанкционированных акциях протеста с привлечением коллег из межведомственных структур.

 

Действия родителей:

1.Наблюдение /контроль (не очевидный) за подростком.

 2.Воспитание социальной культуры.

3.Формирование нравственных ценностей.

4.Воспитание неравнодушного гражданина своей страны.

5.Собственный пример.

6.Объяснение реальных мотивов организаторов несанкционированных акций.

   

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ — Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье и развитии своих детей.

Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания.

 

 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, родители могут быть привлечены к следующим видам юридической ответственности:

административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отбирания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст